Символика в картах Ленорман: КОНЬ И ЛОШАДЬ

Символика в картах Ленорман: КОНЬ И ЛОШАДЬ


В классической колоде Ленорман на первой карте изображен молодой человек на лошади, которому необходимо прибыть  в назначенное место.   За спиной человека обычно изображены строения или дом в сельской местности, окруженный растениями.

Для карты Всадник характерна динамика движения вперед, эта карта деятельности, мужества и положительных изменений, а также карта информации. Сообщение уже в пути и скоро будет доставлено. Обратите внимание, от какой карты он едет и к какой  направляется.

     Прежде всего, конь - это атрибут многочисленных богов и героев, которые используют его как средство передвижения между различными стихиями, мирами, измерениями пространства.

В античной мифологии конь был символом солнца, в то время как символом луны являлся бык. Конь олицетворяет светлые силы, солнечные лучи, стихии огня и воздуха. Порывы ветра, молнии, бушующие волны ассоциировались с необузданностью коня. Конь был символом плодородия, плодовитости, живых сил природы.

Универсально значение коня как метафоры времени. Конь был и символом благородства, отваги, выносливости, интеллекта, расчетливости и одновременно интуиции.    

Противоречивый характер символики коня отразился на том, что положительные качества, связываемые с конем, как бы уравновешивались их негативными противоположностями. Конь обозначал день и ночь, буйство жизни и смерть, готовность помочь и эгоизм, счастье и невезение, смелость и трусость.


Дары данайцев

Данайцы - участники Троянской войны, описанной Гомером, древнегреческие племена, населявшие Арголиду. Они хитростью захватили Трою, сопротивлявшуюся осаде. С помощью огромного деревянного коня, в котором спрятались воины, вражеские силы обманным путем проникли в город - любопытные троянцы сами вкатили диковинное сооружение в виде коня, которое обнаружили перед воротами Трои. Ночью из деревянного коня выбрались воины и разгромили ничего не подозревавших троянцев. «Троянский конь», «дары данайцев» - метафора подарка, губительного для того, кто его получает.

В славянском фольклоре конь  является символом плодородия, мистическим животным, способным проникать в царство мертвых,  в потусторонний мир и возвращаться обратно. Такое значение коня отразилось в частом использовании его в качестве жертвенного животного, в культах погребения, в гаданиях и семейных обрядах. Наряду с собакой конь был главным жертвенным  животным на похоронах. Вероятно, его  захоранивали, поскольку верили в его способность ориентироваться в мире мертвых и надеялись, что он станет надежным спутником умершему.

Отразилась эта вера и в сказках: здесь конь становится помощником героя, помогая ему в непривычном магическом пространстве.  Коня наделяли способностью предсказывать будущее и видеть смерть.

Особыми свойствами наделялся конский череп. Он использовался в качестве строительной жертвы. Из-за противоречивого значения коня как посредника между подземным и земным мирами череп часто ассоциировался со смертью, сжигался для избавления от всего злого. Однако  было распространено и использование конского черепа как оберега для скота. Элементы конской упряжи - подкова, узда, хомут - также использовались в магии.