Происхождение символов: Эпоха верхнего палеолита

Происхождение символов: Эпоха верхнего палеолита

 Эпоху верхнего палеолита принято разделять на культурные периоды.

 
Для перигорской культуры (35 - 32 000 лет назад) характерны резные человеческие фигурки. От ориньякской культуры (35 - 29 000 лет назад) человечеству остались в наследство ожерелья из зубов и ракушек и первые свидетельства пещерного искусства. Солютрейская культура (22 - 18 500 лет назад) характеризуется очень разнообразными и многочисленными художественными произведениями. Именно к этому времени относятся знаменитые пещерные рисунки, найденные в Испании и Франции. Культура Мадлен (18,5-11 000 лет назад) известна очень выразительным пещерным искусством.
 
В эпоху верхнего палеолита люди начали носить одежду; появилось новое орудие - игла, для пошива была изобретена нитка. Сами орудия труда и охоты были значительно усовершенствованы: появился резец. Первобытные топоры стали составными — из двух и более элементов.
 
Все это свидетельствует о развитии мозга, способного порождать новые идеи, что способствовало качественным сдвигам и в области культуры. Совершенствование орудий труда и охоты привело к появлению более надежной пищевой базы, поэтому группы древних людей стали менее мобильными по сравнению с предшественниками, одновременно произошел, выражаясь современным языком, и демографический взрыв.
 
Человек стал выбирать, где ему жить. Так появились хижины из дерева и кости, а также землянки — ямы с крышами из костей и веток. В пещерах, обжитых людьми каменного века, найдены очаги, игравшие важную роль для обогрева и приготовления пищи. Наличие таковых в жилищах доказывает, что огонь применялся уже осознанно.
 
Наше выживание в эпоху палеолита связано со стратегией воспроизводства, когда в семье появляется относительно мало отпрысков, зато много энергии уходит на их обучение и заботу о них. Позитивные перемены, произошедшие в жизни неандертальцев, спровоцировали и «творческий взрыв». Искусство этого периода представлено во многих формах и типах, его образцы созданы разными методами и обнаружены в различных местах.
 
Все причины для появления символов искусства можно перечислять довольно долго, но ни об одной из них, как о главной, мы не можем говорить уверенно. Историки и археологи подразделяют искусство той поры на несколько категорий.
 
Во-первых, это предметы, которые можно было легко перемещать, переносить или даже перевозить. Среди них фигурки и иные скульптурные изображения, видоизмененные раковины, зубы и кости, нанизанные на нить, музыкальные инструменты. Сюда же можно отнести копьеметалки, на одном из концов которых обнаружены затейливо вырезанные фигурки, а также наконечники копий, столь тонкие и изящные, что явно предназначались не для охоты.
 
Во-вторых, это искусство в камне, а именно петроглифы, барельефы и рельефы. Резьба по камню представляла собой очень трудоемкий процесс, требующий не только специальных инструментов, но и многих часов изнурительной работы, связанной с шабровкой и долблением исходного материала. Данная деятельность требовала предварительного замысла или же схематичного наброска на камне.
 
В-третьих, париетальное (пристеночное) искусство. К нему относятся рисунки, гравировка и барельефы на внутренних стенах пещер или каменных выступах. Это искусство характерно для глубоких известковых пещер. Они защищены от солнечного света, от перепадов температуры, поэтому рисунки там лучше сохранились. Эти художественные образцы творчества древних выполнены двумя основными цветами: красно-коричневым (с использованием охряной глины) и черным (из древесного угля) или марганцевым.
 
Примерно в один и тот же временной период все перечисленные формы искусства создавались как на территории Европы, так и в Африке и Австралии. Эта традиция была стойкой и чрезвычайно распространенной географически. В чем же причина ее повсеместного появления?
 
Исследователи выдвигают несколько причин, каждая из которых кажется достаточной:
1) обучение детей и их образование;
2) летопись событий, т. е. доисторическая форма письменности;
3) получение удовлетворения от самого творческого процесса;
4) эстетическая потребность украсить помещение; религиозные и церемониальные действия;
5) религиозные и церимониальные действия;
6) магические заклинания успешной охоты, обращение к высшим силам.
 
Исследователи считают, что ожерелья из раковин, костей и зубов использовались для украшения. Но это не совсем верно. Последние выступали как магические символы.
 
Например, наделяя обладателя качествами и силами бывшего хозяина, древние привлекали жертву для охоты. Особый интерес исследователей вызывают найденные при раскопках фигурки эпохи верхнего палеолита. Многие из этих фигурок изображают беременных женщин с гипертрофированными грудью и ягодицами. Находки назвали «палеолитическими Венерами».
 
Последние символизировали плодовитость и первооснову женского начала в мировосприятии первобытного человека. 
 
Что же касается рисунков на стенах, то интерес исследователей здесь особенно возрастает. Помимо своей исторической ценности, эти изображения представляют собой еще и ценность эстетическую.
 
Темы и сюжеты рисунков очень широко варьируются: от изображений разнообразных животных и человека, до геометрических фигур, точек и штрихов, наводящих на мысль о древнейших  системах счета. Часто встречаются анатомически совершенные фигуры животных, как реалистичные, так и символичные, но при необычном композиционном решении, в динамике. Известны фигуры животных, например бизонов, пронзенных копьями. Это могло быть атрибутом магической практики. Д. Фрезер в своей работе «Золотая ветвь» неоднократно приводил подобные примеры, считая их образцами позитивной магии. Согласно его теории, позитивная магическая процедура ставит своей целью скорейшее наступление желаемого события.
 
В пользу данной интерпретации пещерных рисунков, ритуальных и символических, говорит тот факт, что они расположены очень глубоко в темных пещерах. Туда трудно добраться, а для освещения еще и необходимо было брать с собой факелы, что исключает возможность использования рисунков просто для украшения, а стен пещер — в качестве картинной галереи.
 
 
Пока нет данных о том, кто были первые художники — мужчины или женщины. Может, и те, и другие, но ученые надеются, что дальнейшие исследования помогут им ответить на этот вопрос. Специалисты уверены; что люди каменного века обладали развитой разговорной речью, потому что невозможно добиться столь сложной и эффективной работы без способности словесного общения.
Как звучал язык человека верхнего палеолита, никто пока не знает. Известно лишь, что у неандертальцев была высокая степень языковой способности, а у австралопитеков — несколько ниже.
 
Развитие языка требует длительного времени и качественных перемен, связанных с развитием мозга. Ко времени верхнего палеолита подобные перемены уже произошли. Мы можем только догадываться о механизме появления речи.

Возможно, «прообразом» первого человеческого слова был окрик, предостерегающий соплеменника об опасности во время охоты, может быть, какой-нибудь «вундеркинд» из эпохи палеолита научился подзывать мать, почувствовав опасность, но ясно, что именно тогда появились эти главные в нашей жизни символы — символы наших мыслей.

Одновременно развивалось искусство в изображениях на стенах и резных фигурках, ставших основой для развития символов искусства, мифологии и религии.

Символы, используемые при погребении, дали начало различным ритуалам, а в дальнейшем перекочевали в мифологию, искусство, религию.

Как происходило это развитие в период до возникновения письменности, т. е. до четвертого тысячелетия до нашей эры, остается только догадываться. Уже во время палеолита существовало множество знаков, свидетельства о которых не дошли до нашего времени. Например, первобытные охотники оставляли зарубки на деревьях в местах, где водилась дичь или мог напасть хищник.
Такая сломанная ветка или другой подобный знак могли стать символом опасности и закрепиться в подсознании людей, а потом использоваться в искусстве или мифологии. Мы никогда не поймем до конца смысла, вкладываемого в эти знаки нашими предками, хотя бы в силу того, что чувствуем и думаем по-другому. На данном этапе зародился матриархат, о чем свидетельствуют найденные палеолитические Венеры.

Самые древние мифы свидетельствуют о матриархальном обществе и поклонении женскому началу. В первых наскальных изображениях человеческих фигур исследователи отметили некоторые различия в изображении мужчин и женщин.

Так, мужчины чаще рисовались в движении и на границах группы, а женщина — внутри группы и более статично. Уже в те времена произошло разделение функций между полами. Мужчина больше занимался охотой и защитой, а женщина становилась хранительницей очага. Ее более высокий чем у мужчин социальный статус многие исследователи связывают с неупорядочными брачными отношениями, когда отцы детей были неизвестны.

Поскольку семейная жизнь связывалась с воспитанием детей, то на первый план выступила роль женщины-матери. Возможно, жизненный путь мужчины стал более опасным. Они могли погибнуть раньше, чем набраться достаточного опыта и знаний для руководства семьей или группой людей, а у женщины в то непростое время было больше шансов выжить.

Зависимость от природы, наблюдение за ней повлияло на возникновение первых верований. Наибольшие страдания и жертвы вызывали природные стихии: грозы, ураганы, наводнения, землетрясения.

Их проявления соединялись с сильными эмоциональными переживаниями, прежде всего — со страхом. Часто эти явления сопровождали определенные «знамения». Так появлялись первые верования, связанные с природными стихиями.

Они легли в основу мифологии, что можно посчитать переломным моментом в появлении и развитии символов: практически все они имеют мифологические корни. Скоро эти верования привели к появлению богов, символизирующих природные силы.