Посланники бессознательного

Если мы переведем на язык психологии человеческий путь к спасению, как его описывают духовные учения человечества, то спасение обретается в целостности, а сила, которая толкает  нас туда, — это самость. Так К. Г. Юнг назвал великое целое, которое  охватывает как сознательное, так и бессознательное человека. Поскольку наше «Я» как центр сознания является лишь одной из частей самости, и скорее всего очень маленькой, конечно, он не может создать всеохватывающую картину великого целого и потому мы не можем с определенностью говорить о его природе. Однако мы можем обращать внимание на послания самости, которые воспринимаем как Мечты и мысли, и можем наблюдать ее проявления во встречах, переживаниях и многих случайных феноменах. Конечно, как и в квантовой физике, в эксперимент здесь вписан и наблюдающий. Тот, кто считает мечты и сны ерундой, тому вряд они могут сказать что-то осмысленное. Однако тот, кто с положительным настроем и вниманием изучает послания бессознательного и случайные события, для того многие странные вещи становятся важными и достойными того, чтобы их заметили.
 
Подобным образом можно рассматривать и оракулы, которые  передают значимое послание через случайное стечение обстоятельств. Конечно, многим это кажется спекулятивным и сомнительным, сомнение, которое постоянно возникает при работе с Таро: «Но ведь  если карты разложить пять раз подряд, то каждый раз будет другой ответ, другие карты». Конечно, это так. Фактически в таком случае всегда выходят другие карты, но это ничего не доказывает.  Разве только  то, что рациональное доказательство основывается на повторяемости эксперимента. Для этого в соответствии со всеми правилами игры необходимо полностью исключить помехи, случай и провести запланированную серию опытов в фиксированных рамках, например в закрытой лаборатории. Если эксперимент удается любое количество раз, то доказательство считается очевидным. Однако случайные оракулы, как и мечты и сны, являются частью иррационального мира, и поэтому их невозможно измерить рациональными способами. Для того чтобы сновидение стало важным для нас, мы не пытаемся увидеть его пять раз. Точно так же случайный оракул мало связан с повторяемостью высказывания. Если в рациональном мире случай считается непросчитываемой величиной и желательным нарушителем спокойствия, который может сорвать любой эксперимент и поэтому должен  быть исключенным, то в иррациональном мире  он является важнейшим содержательным фактором. Совершенно ясно, что его нельзя измерить теми методами, которые его исключают. Поэтому значение имеет первая и единственная последовательность расклада карт, и факт, что она никогда не повторяется, ничего не доказывает.
 
Конечно, здесь правильным методом можно считать мягкость. Тот, кто теряет меру и слишком жестко подходит к случайным феноменам, кто во всем и в каждом чувствует значимое предсказание, которое он относит к себе, тот может легко потеряться в состоянии, которое в психологии называется параноидальным бредом отношения. Может быть, значение имеет вообще все, что мы проживаем.Однако мы не можем и не должны во всех  случаях распознавать это значение, и это ничего не говорит о глубине значения. Например, если в аэропорту одновременно много людей посмотрят на часы, то это скорее нормальный, несущественный  феномен, и было бы паранойей видеть за этим какой-то тайный заговор.
 
Хайо Банцхаф "Таро хороший советчик"