Как появились символы: Эпоха неандертальцев

Как появились символы: Эпоха неандертальцев

Появление первых вещественных символов относится к эпохе среднего палеолита, эпохе неандертальцев.


Возникновение их поселений относят к промежутку от 150 000 до 35 000 лет назад, в то время как появление «гомо сапиенса» связывают с эпохой верхнего палеолита (от 30 000 лет назад).

Археологические свидетельства рассказывают нам, что неандертальцы жили длительное время в пещерах и других каменных убежищах, успешно обороняясь от внешних врагов. Наши предки занимались охотой и собирательством.

Небольшие группы включали в себя по 25-50 мужчин, женщин и детей — обычная родовая община. А передвижения зависели от наличия пищи. Среди орудий труда были топоры, скребки, ножи, резцы, шила и наконечники копий — все из камня. Жизнь неандертальцев была тяжелой, полной лишений и опасностей, но она выходила за рамки животного существования. 

Неандертальцы оставили нам материальные свидетельства своих нематериальных забот, к которым относятся: отверстия в зубах и костях, зарубки на костях, выложенные рядами ракушки, костяная флейта, красная охра в местах погребения, а также пыльца цветов и искусно изготовленные каменные орудия. Они были удивительны не только по красоте, но и удобству.

Появление красной охры в процессе погребения явно носило символический характер. Последняя — это глина с примесью железа краснокоричневого цвета, ассоциируемая с кровью, вылившейся из раны. Мы можем только догадываться, символом чего была красная охра, но никакого другого значения, кроме символического, не приходит на ум. То же самое можно сказать и о цветах в местах захоронений.

С чем они были связаны? С верованиями неандертальцев, просто с красотой или стали каким-то другим символом? В любом случае, перед нами свидетельства творческих возможностей и потребностей неандертальцев.

Например, костяная флейта — фрагмент полой бедренной кости медведя, в которой просверлены отверстия с равными промежутками, соответствующими музыкальной гамме. Находка датируется промежутком между 67 000 и 43 000 лет назад, т. е. относится к эпохе среднего палеолита, эпохе неандертальцев.

Изучение останков в захоронениях неандертальцев свидетельствуют еще и о том, что некоторые особи не могли жить без помощи других индивидов, по состоянию своего здоровья и наличию травм. Этим древним людям, неандертальцем, свойственно было проявлять сочувствие и заботу. Хочется верить, что человеческие душевные качества как-то связаны с развитием творческого потенциала наших далеких предков.

Именно археологические раскопки представили свидетельства осознанных похорон своих собратьев. Ученые находили и групповые останки гоминидов, погибших одновременно при невыясненных обстоятельствах.

О захоронениях неандертальцев можно судить по найденной в Ираке пещере, ставшей местом погребения. Здесь были обнаружены кости девяти индивидуумов, покрытых пыльцой цветов.

Останки одного из мужчин свидетельствуют, что он болел тяжелым артритом, у него не хватало части руки, а повреждение глазницы должно было сделать его слепым. Судя по виду ран, его лечили, ни одна из ран не была предсмертной. Когда же он умер, его похоронили.

Обращение к нашему опыту похорон, к нашему пониманию моральной, религиозной, эмоциональной сторон этого действия не дает нам точного ответа на вопрос о том, были ли присущи неандертальцам понятия о загробной жизни, или система верований в сверхъестественное.

Может, они испытывали высокое почтение к умершим индивидам, и это заставляло их устраивать им почтительные похороны? Пока мы можем только догадываться об этом. Факты точно свидетельствуют лишь об одном — неандертальцы хоронили своих покойников, более того, в местах захоронений можно найти предметы, полностью соответствующие определению символических.

По мнению ученых, неандертальца в человека превратили два фактора. Первый — появление у них признаков или зачатков речи. Сам процесс изготовления каменных орудий, по мнению ученых, требовал некоторых навыков общения.

Вторым фактором эволюции стали специфические занятия, которые требовали от древних развития разговорной речи, например охота и собирательство.

Поэтому неандертальцы должны были начать «составлять словарь» символов хотя бы для координации совместных действий.

Появление языка — это не событие, а длительный процесс, элементы накапливались постепенно. Некоторые из элементов речи обнаружены у нашего родственника — шимпанзе. Значит, они существовали и у нашего общего предка.

Языковые способности неандертальца вполне соответствовали данным современного человека.

Мы мало чем отличаемся от человека той поры; разве что усовершенствованием языкового аппарата, связанного с развитием мозга. Что же касается голоса, то тут изменилось немногое.

Как видите, начало символотворчества человека связано с эпохой неандертальца. Сам подвид человека не исчез бесследно, хотя дискуссии на этот счет продолжаются.

Большинство ученых, опираясь на антропологические и археологические исследования, полагают, что неандертальцы не были обособленным видом по отношению к современному человеку и внесли свой вклад в наш генофонд.