Иероним Босх

 

 «Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего!»

Карел ван Мандер. «Жизнь замечательных нидерландских и немецких живописцев»
 
Картины Иеронима Босха завораживают.  Художник творил в пятнадцатом веке, но это скорее похоже на сюрреализм двадцатого. Однако для гения время и пространство не имеет никакого значения.
 
Ерун Антонисон ван Акен более известный как  Иероним Босх (1450—1516) — нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.  
Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой, оно не укладывается в рамки общей европейской традиции. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали? Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху.
 
Символы
 
Картины художника наполнены символикой. Несмотря на то, что за прошедшие пять веков многие символы трансформировались и по-разному трактовались в разных источниках,  наше подсознание «помнит и знает» их. Поэтому многозначность символики Босха позволяет исследователям его творчества отнести художника к самым разным религиозным и философским направлениям.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола.
 
Босх использует и общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.
 
Другие часто встречающиеся символы:
 
лестница — символ пути к познанию в алхимии или полового акта;
 
перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;
 
ключ (часто по форме не предназначенный для открывания) — познание или половой орган;
 
отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией;
 
стрела — символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперёк шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анус полуголой персоны (что также означает намек на «Испорченность»);
 
сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил её иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.
 
чёрные птицы — грех.
 
Теории сюрреализма, основанные на психоанализе Фрейда, не смогли дать полную расшифровку картин нидерландского живописца. Современная психология может объяснить, почему произведения Босха обладают такой притягательностью, но не может определить смысл, который они имели для художника и его современников.
 
Особый  интерес вызывает картина Иеронима  Босха «Блудный сын». Сюжет картины невероятно совпадает с сюжетом Старшего Аркану Дурак.
 
В эпоху позднего Средневековья считалось, что земная жизнь — странствие человека от рождения до смерти, а потому понятие странника имело огромное значение в христианской жизни. Аллегорические изображения странника тщательно изучались, зрители искали намёки на опасности и искушения, на то, что следует делать в этой жизни, а от чего лучше отказаться. Это же значение имеет Аркан Таро Дурак: невинный юноша отправляется странствовать по двадцать одному Аркану для того что бы обрести знание и найти смысл жизни.
 

Источник:https://ru.wikipedia.org