Эзотерика и сюрреализм Дали

Эзотерика и сюрреализм Дали

 

 

 

 

…Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растекшихся циферблатах — они ведь показывают точное время…
                                                                                                               Сальвадор Дали 
 

 

 
 
 
 
Исследователей Таро не может не заинтересовать колода, созданная великим сюрреалистом Сальвадором Дали.  Таро  Дали – это выражение  древних  архетипов причудливым и неординарным восприятием мира. 
 
"Сюрреализм есть чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений". 
                          писатель и теоретик искусства Андре Бретон
 
Где же пересекается эзотерика и сюрреализм? Дело в том, что основоположники сюрреализма считали возможным через литературу и искусство изменить окружающий мир. Отключение сознания должно было помочь выразить  глубинные, подсознательные эмоции и выразить их в творчестве. Таролог  же, изучая  Арканы через  коллективное бессознательное, может найти ответ на поставленный  вопрос. А правильная трактовка   информации зависит от возможности восприятия ее через интуицию и отключения  эго. 
 
 В 1973 году снималась очередная серия бондинианы «Живи и дай умереть», авторы фильма предложили Дали  нарисовать колоду  Таро специально для одной из сцен. Несмотря на то, что художник считал себя творцом  своей судьбы и не увлекался эзотерикой, он принял предложение. Но работа не была выполнена в срок. В кадры фильма попала колода  Фергюса Холла «Таро Ведьм», которая также выполнена в сюрреалистическом стиле и используется практиками по сей день. 
 
Тем не менее, работу Дали закончил. За основу своей колоды Дали взял Универсальное Таро. Оннарушил классическую символику Арканов и внес свое неординарное видение. Преобладающий красный цвет наполняет колоду мощной  сексуальной энергией, синий фон не выглядит женским, пассивным. Сочетание красного и синего ярко выражает синтез женского и мужского начала. Первый Аркан «Маг» выполнен в виде автопортрета самого художника. А свою обожаемую жену Галу  Дали изобразил на третьем  Аркане «Императрица».  Для ценителей  живописи -  карты Дали это произведение искусства. Для практиков  Таро  это   инструмент прорицания. 
 
Эти факты творчества Дали общеизвестны. Меня же, более всего, заинтересовала тема времени выраженная в творчестве художника. Время это тот инструмент, который сложнее всего поддается изучению. Картины Дали наполнены временем, это время можно ощутить. Одна из наиболее известных работ посвященная времени «Постоянство памяти» в 1931 году:
 
 
 
…В тот день, вспоминает он, они с Галой собирались пойти в кино, но к вечеру у него разболелась голова, поэтому Гала ушла одна, а он решил пораньше лечь спать. Перед тем как выключить свет, он глянул на незаконченную картину, изображавшую пейзаж Порт-Льигата с обломанной веткой на переднем плане. Он подумал, что тут не хватает обобщающего образа, и вдруг увидел решение! "Я увидел растекающиеся часы: самым жалким образом они свисали с ветки". Художник схватил палитру и, несмотря на головную боль, принялся за работу. Вернувшаяся через два часа Гала была просто поражена и сказала, что "это запомнит всякий, кто увидит". ..
А. Петряков. Сальвадор Дали. Божественный и многоликий
 
 
Здесь поиск выражения времени Сальвадора Дали можно сравнить с  творчеством сербского писателя Милорада Павича. Оба творца используют время как художественный материал,  при этом, исследуя его и показывая его необъятную мистичность. И тем самым приоткрывая завесу тайны времени. Потому что до сих пор о времени мистики и художники знают больше, чем современная наука. 
   
Мягкие часы (1933)
 
 
 
Компиляция на основе многих материалов, книг, в т.ч. и материалов Интернета