Таро в изобразительном искусстве: Тициан Вечеллио «Три возраста мужчины»

   Таро в изобразительном  искусстве: Тициан Вечеллио «Три возраста мужчины»

 

Тициан Вечеллио «Три возраста мужчины»

Примерно в конце XV начале XVI века в Северной Италии начали появляться колоды Таро, содержавшие дополнительные символические карты Старших Арканов.  

 Эти эмблематические рисунки отражали   космологические и аллегорические игры и философские учения, характерные для итальянского Ренессанса.  Многие из этих сюжетов  Старших Арканов сохранились и по сей день. 
 
В то время Венеция , благодаря мощному флоту, прочным торговым связям и довольно развитой экономики, жила в спокойствии и благополучии.  Это было благоприятное время для развития искусства и философии. Поэты, писатели, музыканты и художники изображали счастливого человека на лоне безмятежной природы, а основные темы  произведений искусства  были представлены  в аллегорической форме.
 
Символы, которые мы можем видеть в сюжетах Старших Арканах,  хорошо прослеживаются  в произведениях художников того времени. Это дает нам возможность изучить и глубже понять значение Архетипических образов, увидеть мир глазами средневекового европейца.
 
Одним из величайших художников итальянского Возрождения является Тициан Вечеллио. Его картины великолепны, а так же интересны для  исследователя Арканов Таро.
 
Меня заинтересовало полотно  «Три возраста мужчины» (1512, Национальная голерея Шотландии, Эдинбург). Оно требует особой трактовки,  читать его необходимо справа на лево. 
 
Сюжет разворачивается на фоне летнего солнечного пейзажа. На переднем плане в правой части композиции спят сладким сном  два младенца. Их ждет жизнь, полная радостей и печали, но они об этом пока еще не знают и беззаботно спят. Из под земля едва-едва пробивается молодая трава. Покой и безопасность малышей защищает ангелочек. 
 
Напротив, в левой части картины, под густой кроной дерева расположилась влюбленная пара. Они молоды, полны сил и желаний, здоровья и энергии.
 
На заднем плане сидит старец с черепами в руках. Его жизнь прошла, близится неминуемая смерть, он в печали опустил голову на грудь, выражая всем своим видом безысходность старости. Два черепа в его руке говорят о том, что недолог век  молодой пары, ее ждет то же, что и все человечество: мы рождаемся, чтобы потом умереть.
 
Тициан Вечеллио «Аллегория времени и разума»
 
Практически через  пятьдесят лет эту тему Тициан продолжает в другой своей работе «Аллегория времени и разума» (1565, Национальная галерея,  Лондон). Это результат размышлений художника о бренности бытия, прожитой жизни. Картину следует читать слева направо, и сверху вниз, т.е. против часовой стрелки.
 
Слева изображен профиль старца в красной шапке, в центре – анфас чернобородого мужчины среднего возраста, справа – профиль молодого человека.  Эта аллегория  отражает этапы жизни человека, показывает нам, как время меняет его.
 
Под тремя лицами – головы волка, льва и собаки. В образе трехглавого животного заключена аллегория: волк – сила человека, которую отбирает прошлое, лев – сила настоящая, собака  - пробуждает лаем будущее.

 

 
Обратимся к сюжету Старшего Аркана Колесо Фортуны. Там мы видим туже цикличность, что и в картинах Тициана. Надо отметить, что многие художники обращались к этой теме.  В средневековом символизме Колесо Фортуны являлось часто используемым мотивом. Колесо обычно изображают в сочетании с тремя мужскими фигурами вокруг его окружности: королем, сидящим наверху колеса, молодым человеком, карабкающимся по одной стороне, к королю, и пожилым мужчиной, падающим вниз с другой стороны. Эти образы напоминают о том, что все в этом мире идет по кругу, представляют непрерывные жизненные циклы, из которых состоит вся Вселенная.